Суббота, Январь 28, 2017

Сваты пришли.

С собой сваха брала сковородник, чтобы "подцепить" невесту. А в доме жениха связывали кочергу и помело.
Чтобы очистить свахе путь, катили перед ней решето или хлестали дорогу кнутом.
Считалось также, что сватовство состоится, если сваха изловчится незаметно ухватить невесту за косу или хотя бы похлопать по спине, а еще притронуться рукой к печи. Иногда сваха брала с собой веник и садилась на него, а уходя, бросала под порог.       
Итак, сваха входила в дом. Переступив через порог, крестилась и сразу садилась под матицу - балку, которая держит потолок. Заводила посторонний разговор, говорила, например, что зашла погреться. Но раз села она под матицу да еще время от времени на нее поглядывала, хозяева сразу догадывались о цели прихода.
В некоторых селениях сваха, отправляясь на сватовство, должна была обязательно накидывать длинную шаль, тогда истинную цель прихода выдавала и ее одежда.       
Поговорив обо всем, сваха между прочим скажет:
- Я ведь не так пришла. Я пришла спросить, можно ли засылать сватов к вам. Отдадите ли Наталью за нашего Николая?
Или:
- Я к вам с добрым делом: со сватовством. Невеста дала жениху согласие. Приходить ли мне с его родителями?
Если невесту сватали из другой да еще дальней деревни, обычно отправлялись сами родители. Но сначала останавливались у знакомых и просили:
-Не сходите ли со сватаньем?
Хозяин или хозяйка отправлялись и вели обычный в таком случае разговор: человек не из последних. Да и сын-то - парень умный и смирный, и в доме полная чаша. Скотины полный двор, а семья всего пять человек. Коров 3, овец штук 5, племенные. В ихней деревне жить можно: у реки привола хорошая для скота, и лес-то рядом, хоть грибы, хоть всякие ягоды близко…
- Милости просим, - отвечали обычно отец с матерью. Если даже жених был не по мысли, отказать сразу не спешили. Пусть слава пойдет, что сваты были. Говорят, "плохой сватает - хорошему путь кажет".
Назначалось время, когда являться сватам. Обычно сватовство не откладывали надолго, договаривались встретиться через день-два, при этом сваха старалась выговорить легкий день: вторник, четверг, субботу и, довольная добрым началом, отправлялась к родителям жениха.
A невестина родня, если сватовство оказалось для них неожиданным и особенно если жених был из чужой деревни, начинала срочно наводить о нем справки, вместе со своей родней судить и рядить, какое принять решение. Узнавали, работящ ли жених, не пьет ли зелена вина. Особенно обсуждалась семья жениха: каково имущественное положение, какого нрава мать жениха (будущая свекровь), каков характер у жен старших сыновей (будущих снох), у сестер жениха и т.д. Тут все принималось во внимание, потому что предстояло девушке в случае замужества жить с этими людьми в одной семье.
Каждой девушке, конечно, хотелось выйти в небольшую и дружную семью да не очень далеко от родного дома, лучше в свою деревню: "хоть за курицу, да на свою улицу". Было еще такое русское присловье: "Не вздыхай тяжело, не отдадим далеко".  Когда же случалось отдавать на сторону, приговаривали, успокаивая: "Ничего, обойдется все: два года собаки пролают, два года люди пробают, потом привыкать будут".
Там, где селения были многолюдные, обычно сватали у себя. Говорили: "Хорошей невесте на сторону ехать не придется, и тут заметят". В небольших деревнях, где все жители оказывались фактически дальними и близкими родственниками, жен чаще привозили из соседних селений.
И еще одно желание было у любой невесты: выйти за ровню, за сверстника. Считалось нормальным, если муж старше жены лет на 7, но не больше. Есть даже пословица: "Невеста родится, а жених на коня садится". Она отразила древний русский обычай "посажения отрока на коня": в 3 или в 7 лет (в разных местностях по-разному) мальчика первый раз сажали на коня, как бы приобщая к мужским делам, посвящая в мужчину.