Суббота, Январь 28, 2017

Подготовка к свадьбе.


Отношение к браку и семье было у русского народа всегда ответственным. Мужа и жену выбирали на всю жизнь. "Повенчает поп, а развенчает бог", "Женитьба есть, а разженитьбы нет", "Жениться - на век заложиться", "Жена (муж) не лапоть: с ноги не сбросишь", - гласят русские пословицы.
Родители не всегда доверяли чувствам молодежи. Случаи, когда сын женился без любви по воле родителей, были довольно часты. Но неудачных, несчастных браков было не больше, чем в наше время. Возможно, в народной практике был свой смысл. Чувство слепит, оно может прийти и уйти. А родителям со стороны иногда лучше видно, какова невеста на самом деле, подходят ли молодые друг другу.
При выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость, то есть те качества, которые обеспечивали лад в семье. Смотрели, какова невеста работница. Обращали внимание на здоровье.
Не всегда родители доверяли своим наблюдениям и прислушивались к мнению других - поступали по пословице: "Жену выбирай не глазами, а ушами". Как говорят, "брали по хорошей славе". Иногда, намереваясь женить сына, родители просили родственников, хороших знакомых подыскать подходящую девушку и брали невесту "по наводу", то есть по совету.
А еще неписаные правила рекомендовали присмотреться к родителям и родственникам невесты, всему ее роду, ведь "каково семя, таково и племя", "каков корень, таков и отпрыск". Узнавали или вспоминали, нет ли в роду невесты пьяниц, озорников, буянов. "Выбирай корову по рогам, а невесту по родам", - советует пословица. И тут народная практика разумна: семейные традиции и семейное воспитание, конечно, определяют в человеке многое.
Обсуждалось, и даже в первую очередь, экономическое положение семьи. Обычно старались породниться с семьей, равной по достатку, следовали тут правилу: "Поедешь жениться, посмотри на свои ворота и к таким приставай".
Итак, выбор был сделан. Можно сватать. Только не известно, как отнесутся к предложению избранная девушка и ее родители. Поэтому старались сделать так, чтоб в случае отказа не очень страдало самолюбие. В ряде местностей существовал такой обычай: если парень выбирал невесту сам, он заранее делал ей предложение, а получив согласие, просил у нее "задаток". Девушка давала шаль, сарафан, платок или чаще всего запон, т.е. фартук. Была даже поговорка: "Дадут запон - тут и закон". Если у жениха и невесты не было предварительной договоренности, "задаток" старалась заполучить сваха. В случае, когда сватовство расстраивалось, задаток оставался у жениха. "Задаток" давал хоть какую-то надежду жениху: вдруг невеста пожалеет вещь свою и не откажет.
Прежде чем идти сватать, родители нередко отправляли предварительно "посыльного" - сваху, которая должна была выведать, стоит ли приходить со сватовством, будет ли согласие. В деревнях свахой чаще всего просили быть кого-либо из своих людей - женщину замужнюю, немолодую: крестную жениха, тетку, реже старшую сноху. Обычай приглашать сваху со стороны за плату, сваху-профессионалку, бытовал в основном в городе.
Чтобы поход был удачным, принимались кое-какие меры. Иногда сваха надевала разные валенки:  один белый, а другой серый или черный. Возможно, был в этом смысл: как сваха идет "ни в том ни в сем", так и невеста после ее прихода будет "ни тем ни сем": не замужней, но и не вольной, а уже почти просватанной.
Чтобы дорога к цели была прямой и гладкой, сваха старалась идти в избе по одной половице, а вслед ей бросали клубок ниток. А еще кой-где вслед свахе бросали кошку: если вцепится она в одежду свахи, значит, и сваха сумеет уцепиться за невесту и будет та сосватана.