Суббота, Январь 28, 2017

Сговор.

После смотрин оставалось договориться лишь о материальных расходах обеих сторон и решить ряд вопросов, связанных с проведением свадьбы. Для этого в доме невесты устраивали сговор ("сговорки"). Как и на всех предыдущих встречах, собирались ближайшие родственники. Отец жениха привозил вино. Разговор обо всем шел за столом.
Прежде всего, отец невесты запрашивал здесь с родителей жениха кладку. Кладка включала деньги. Большая часть из них шла на затраты, связанные со свадебным пиршеством, поэтому деньги эти или даже всю кладку называли в ряде местностей "столовыми" или говорили: "Мы с вас на стол просим столько-то рублей". Часть денег невеста расходовала на подарки жениховой родне.
А еще родители выговаривали с жениха одежду невесте, обычно большие вещи: шубу, валенки, шаль и т.п. Кой-где жених должен был купить невесте свадебный наряд - "цветно платье" - или материю для него. Кладку запрашивали по размерам приданого: побогаче приданое - побольше запрашивали кладку. Если не нравился жених, дом его, хозяйство, семья, то, как говорили, "отбивались кладкой": заламывали непомерно большую, чтобы женихова сторона отступилась.
Обсуждалось, кому и какие дары будет подносить невеста, какие подарки привезет жених невестиным родным. Обговаривали, сколько человек от жениха приедет на пропой, сколько поезжан приедет "на невесту" (родителям невесты предстояло их угощать), сколько человек с обеих сторон будет гулять на пирах у жениха, устанавливали сроки свадьбы.
Как бы ни разорительна была свадьба, всегда старались полностью соблюсти свадебный ритуал. Дело в том, что в народе крепко держалось представление, что точное соблюдение обычая, заведенного далекими предками, способствует благополучию и счастью в будущей семейной жизни. И, наоборот, отступишь от обычая, женишься неладно - и жизнь пойдет сяк-наперекосяк. Если когда-либо случался брак без обряда, его не одобряли. Говорили: "Вот привел, как бык из лугов".
Свадьба могла лишь укорачиваться или удлиняться за счет того, что некоторые свадебные церемонии могли проходить вместе в один день или каждая отдельно. Например, нередко бывало так, что сваты, получив согласие от родителей невесты, тут же просили показать ее, смотрели приданое, затем сразу рядились о кладке и в завершение молились богу. То есть в один день за одну встречу проходило сватовство, и смотрины, и сговор.
Итак, когда на сговоре стороны договаривались обо всем, в знак закрепления договора отцы пожимали руки. Это называлось "рукобитьем", "давать руку", "здороваться". Причем иногда ударяли по рукам через полотенце или полы кафтанов. Затем зажигали свечи у образов, все молились и садились за стол. Отец жениха разливал свое вино и первую рюмку подносил отцу невесты.
И тут раздавался плач невесты. Она все это время сидела в упечи:

Ты не бей-ко, да родной тятенька,
И со приезжим-то со сватушком
Еще ты да по белым рукам.
Да не продавай-ко ты, родной тятенька,
Разве я была да не работница?

А дальше спрашивала у матушки, чем она ей "надокучила", разве хлеба-соли много скушала, с гуляночки поздно возвращалась, разве "зыбочку повесила".
Плакать с причетами, вопить, выть, как говорили еще, невесте полагалось по традиции. Она должна была плакать, если даже выходила замуж с радостью за любимого. Здесь опять же действовало представление, что обряд надо строго соблюдать, чтобы обеспечить благополучие. Говорили: "Не повоешь за столом (то есть на свадьбе), наревешься за столбом" (то есть тайком в замужестве).