Суббота, Январь 28, 2017

Свадебные причеты. Просватанье. Запой.

На каждый момент свадьбы существовал особый причет. В лесном Заволжье, где в свадебном обряде было особенно много причитаний, невеста начинала причитывать сразу со сватовства, с первого появления чужих людей в доме.
Каждая невеста должна была знать свадебные причеты. Односельчане специально приходили на свадьбу послушать невесту и потом долго обсуждали, хорошо ли она плакала, "слезно" ли. Поэтому каждая девочка с детства учила причеты, слушая их на свадьбах, иногда просила взрослых продиктовать и записывала на бумажку.
А начинала плакать невеста чаще всего со сговора потому, что именно с этого момента она считалась окончательно просватанной - "сговоренкой", как называли в ряде мест. После сговора парень и девушка официально признавались женихом и невестой, считались помолвленными. Изменить родительское решение, расторгнуть договор считалось великим грехом.
О просватанье извещались односельчане. Оповещение проводилось по-разному.
В арзамасских селах по деревне ходили "зваты" - подруги невесты. Шли они с "падогом" - шестом, на котором была привязана красная лента. Несли корзину. Подходя к домам, где жили родственники невесты, выкрикивали:

На красный падог -
Яичек пяток!
А милость есть -
Яичек шесть,
А восемь - отбросим.
И на свадьбу
Милости просим!

Приглашенные подавали им яйца. В некоторых селениях подобным образом парни приглашали на свадьбу родственников жениха.
То, что собирались яйца, а не какие-то другие продукты, имело свой смысл. Яйцо - символ жизни. А курица-несушка, курица-квочка - еще и символ плодовитости, материнства. Поэтому яйца, курица, блюда из куриного мяса часто использовались в свадебном обряде. Они должны были обеспечить молодым долгую жизнь, чадородие, счастье в детях.
В приволжских и приокских селениях, извещая о просватанье, вывешивали к коньку дома невесты "красоту": березовый веник, украшенный цветными ленточками и сплетенную изо льна косу с лентой. В некоторых селениях девушки украшали елочку или репей и ходили с ним по деревне.
Вскоре после сговора по случаю состоявшегося сватовства и в знак окончательного закрепления договора устраивалось первое свадебное пиршество - "пропой", "пропивание" невесты, или, как чаще называли в Поволжье, "запой". На запой собирались родственники с обеих сторон (круг их был шире, чем на сговоре) и молодежь: подруги невесты и товарищи жениха.
Отец жениха привозил выговоренные с него деньги. Выкладывая, произносил традиционную для такого случая фразу:
- Денежки на стол, так и девушку за стол!
Из упечи выводили невесту, усаживали вместе с женихом за стол, по левую руку от него. Все рассаживались как на свадьбе: жених и невеста в красном углу, по обе стороны от них соответственно женихова и невестина родня, причем чем ближе родственник, тем ближе к жениху или невесте он занимал место, а в конце стола размещалась молодежь. Отец жениха выставлял на стол привезенное с собой вино. В городах и крупных уездных селах женихова сваха выставляла еще большой красиво украшенный пряник, его разрезали на мелкие кусочки и, как сказано в одном описании свадьбы, сделанном в середине XIX века, "поедали с особым уважением".
А "особое уважение" объясняется тем, что в старину верили, будто съеденный вместе каравай хлеба (пирог или пряник) способствует объединению людей. Отсюда до сих пор сохраняющаяся традиция давать новобрачным откусить от одного каравая.
На запое, как и на свадьбе, жениха и невесту заставляли целоваться, называть друг друга по имени-отчеству. Здесь шел первый обмен дарами. Жених и невеста одаривали пока друг друга и только родителей. За столом пелись свадебные песни, невесте полагалось причитать.
Родители и семейные люди уходили с пропоя пораньше, а молодежь оставалась гулять. Как на любом молодежном гулянии, здесь плясали, пели частушки, обычно те, в которых говорилось о сватовстве, замужестве, жизни в чужой семье.
Многие из них поются на свадьбах до сих пор.